You are here:

Настоящие сейфы

Горечь плохого качества ощущается ещё долго после того, как сладость низкой цены уже забыта

Сейфы для гостиниц

Гостиничные сейфы, какими они бывают, что правильно, что неправильно. И стоит ли доверять свои ценности сейфу в гостинице

Вопрос о том - нужны или нет сейфы в гостиничном номере, уже не стоит. Гости могут и не пользоваться, однако престиж заведения этот факт поднимает. Мы поговорим о том, какие это должны быть сейфы. Случай у нас тот, что размер значение имеет, однако интересы гостя и гостиницы, в большинстве случаев противоположны. Гостиница все время старается установить в номере сейфик по-меньше, что бы побольше места осталось для всякого другого. Гостю же мышеловка не очень-то и нужна. Ему надо спрятать не только кошелек, но порой и камеру или даже ноутбук. Есть еще и технологическое ограничение - внутри сейфа, помимо того, что туда будут совать гости, приходится хранить и собственно замок, который всегда больше спичечной коробки.

Вот мы и подошли к основной теме - каким должен быть замок. На сегодня времена ключевых систем уже прошли, хотя ранее это было интересно - сменные пары личинка-ключ, клиенты постоянно все забывали, теряли или путали. Персонал тоже частенько отличался умом и сообразительностью. Так как, из-за особенностей конструкции, не удавалось обеспечить достойный уровень секретности, гостя, потерявшего ключ и кипящего от необходимости ждать (а все происходит либо в последний момент, либо когда он уже прошел), появление слесаря с двумя ключами или крючками, и открывающего сейф в три секунды, посещает только одна мысль - в следующий раз ничего внутрь не класть. Появление в последние годы надежных электронных замков (я не говорю о хлынувшем в последнее время потоке Китайских лаковых шкатулок, которые правда легко отличить по абсолютно смешной цене и установленному механическому ключу, позволяющему обойти умирающий на второй день после покупки электронный замок) решило эту проблему раз и навсегда.

Теперь мы обсудим, что хорошо и что не очень в предлагаемых на сегодня конструкциях и решениях. В первую очередь следует упомянуть о замках, открываемых разнообразными карточками. Используются две разновидности - либо карточка/ключ от номера, либо кредитная карточка гостя. Увлечение "карточными" замками, начавшись лет пятнадцать назад, на сегодня стихло, что и делает оба варианта, с точки зрения гостя, абсолютно неприемлимыми. В первом случае гость имеет полное право предполагать, что любая консьержка может свободно покопаться в содержимом, что напрочь отбивает желание что-либо туда класть. Во втором случае, в связи с многочисленными случаями мошенничеств с кредитками, клиент не захочет лишний раз оставлять следы своих карточек где попало.

Следующим объектом критики выступают замки, которые имеют дисплей, на котором проецируется набираемый гостем код. Мотивация за - мол гость тупой, постоянно ошибается и хорошо бы он видел, что набирает. Это малоубедительно, тем более, что на стационарных телефонах в тех же гостиницах есть только кнопки, и никого это не мучает. Производители подобных замков придумывают, чем бы объяснить подобные решения, имея только один мотив - продать подороже. Тем более, что в профессиональных системах безопасности уже давно отказались от подобного сервисного "удобства", резонно полагая, что в наше, напичканное камерами наблюдения, время, не составит труда подсмотреть, какой код вводит жертва. Тем более, что длина кода, которую может использовать гость, зависит от количества знакомест, воткнутых производителем в клавиатуру. Как правило, ограничиваются 4, максимум 6 символами, что, во-первых, ограничивает уровень секретности, а во-вторых, подавляет психику гостя, так как ограничивает его свободу выбора, и он вынужден, вместо привычной комбинации, состоящей например из даты рождения кошки и размера купальника любовницы, выкидывать часть цифр и, в дальнейшем, ошибаться и блокировать замок. Кстати, о блокировке. Любой электронный замок имеет функцию защиты от подбора кода: 3-5 неправильных попытки и замок блокируется на некоторое время. Эта функция исключительно полезна, однако иногда ставит гостя в неудобное поожение - тремор, знаете ли. Очень полезным является функция, предусмотренная в замке EDL21 фирмы Diplomat: если в режиме парализации замка набрать правильный код несколько раз подряд, замок разблокируется и не надо будет тревожить консьержа или искать среди ночи слесаря/инженера.

Теперь о том, как открывать сейф с заблокированным замком. Существуют две противоположные системы: механическая и электронная. Первая предусматривает наличие некоторого механизма, позволяющего принудительно открыть дверцу. Это может быть ключ или некий способ, открутив что-нибудь, засунуть куда-нибудь магическую железяку, крякнуть/дзинькнуть/щелкнуть и распахнуть дверцу. Способ исключительно надежный, производит неизгладимое впечатление на гостя и напрочь убивает всякий интерес к дальнейшему использованию сейфа. Есть один подводный камень - следы предыдущих вскрытий должны маскироваться. А то частенько производители делают одноразовую заглушку поверх замка или магической щели, после первого же использования затычка выходит из строя, а сейф, в итоге, выглядит как поле после Куликовской битвы. Электронный вариант предпочтительней, однако следут иметь в виду, что абсолютно надежная электроника - случай достаточно редкий, и наличие дополнительного механического обходного пути, известного только специально обученному сотруднику, поможет сберечь мебель от лишнего сверления. Электронный метод аварийного вскрытия базируется на внесении в память замка некоторого "мастер" кода, известного только избранному персоналу гостиницы. Этот код может изменяться и устанавливаться персоналом по своему собственному алгоритму. Существуют чрезвычайно "навернутые" системы, подключаемые к внешнему компьютеру, пишущие в память протокол событий открывания и закрывания и делающие многое другое, кроме кофе в постель. Однако цена таких систем и стоимость инсталяции и обучения персонала заоблачно высока. И вся эта каша заваривается не столько из-за того, что надо помогать гостю с проблемами памяти, а из за злобных отъезжающих, котрорые любят, попользовавшись сейфом и сменив, естественно код, съехать, оставив сейф запертым. Есть, кстати, достаточно простое решение, резко снижающее количество запертых выписавшимися гостями сейфов. Система запирания может требовать повторного ввода кода для запирания сейфа. Лень человеческая настолько велика, что подобный сейфы оставляют взаперти только окончательно неудовлетворенные постояльцы.

Далее речь пойдет о сервисных функциях и устройствах. Законы Паркинсона никто не отменял и опровергнуть их еще никому не удавалось. Один из них гласит, что чем система сложнее, тем больше вероятность выхода ее из строя. Так что, чем многочисленнее и сложнее предлагаемые дополнительные периферийные устройства, тем скорее настанет радостный момент списания всего в утиль. В какой то момент все увлеклись внешними программаторами, которые надо подключать к некому разъему на клавиатуре замка и с его помощью аварийно вскрывать, перепрограммировать и считывать протокол событий. Большинство подобных систем приказали долго жить по двум основным причинам: внешние программаторы были утрачены вместе с ответственными за них сотрудниками, а замки, оснащенные разъемами, скончались, благодаря свойственному homo sapiens любопытству "а что будет, если я сюда воткну свой модемчик?". Правда в последнее время пошла новая волна, и в качестве внешних, ранее узко специализированных коробочек, стали использовать наладонные компьютеры. Что, скорее всего, еще сократит срок жизни этих систем или откроет постоянную статью расходов "приобретение новых наладонников". Так что, чем проще, тем оно для гостиницы (как организации, настроенной на извлечение прибыли) лучше. А приобретать сейфы лучше всего производства специализированных компаний, так как они лучше всего представляют себе как надо и как не надо делать. А то, что предлагается под марками производителей бытовой техники - сто процентный ребрэндинг или OEM. То есть точно тот же сейф можно купить у первоначального производителя под другим именем на 20 - 50 процентов дешевле.