You are here:

Настоящие сейфы

Горечь плохого качества ощущается ещё долго после того, как сладость низкой цены уже забыта

О потребительских пристрастиях.

Следует отметить, что игра в русскую рулетку действительно является национальным видом спорта. Ещё классики мировой литературы отмечали склонность русского народа к суицидальным занятиям. В современной истории это достаточно ярко проявилось в отношении к автомобилям. Всем прекрасно известно, что продукция ВАЗа не отвечает никаким требованиям безопасности. Почему покупатели, большинство из которых могут позволить себе купить, пусть даже в кредит, что-то из современных, надёжных и безопасных “нашеиномарок”, уверены, что им повезёт, и достанется именно тот желтый экземпляр, собранный хотя бы с некоторым соблюдением технологии, где болты заворачивались, а не забивались кувалдой?

С появлением на рынке китайских самодвижущихся картонных шкатулок - гарантированных гробов, правда лакированных и на колёсах, тут же выделилась группа любителей экстремального риска, скучковавшейся во множественные “клубы самоубийц”. Что показательно, в Европе, после проведения первых крэш-тестов представителей китайского автомпрома, показавших, что эти чудеса на колёсах уверенно привозят своих седоков на кладбище, продажи полностью остановились. Видимо европейцы хотят жить больше нас, и никто, даже очень задёшево, жизнью рисковать не хочет. Самим китайцам, по большому счёту, всё равно: их и так много, и безопасность автомобиля мало кого волнует. В России с демографией всё плохо, но видимо, народу не хватает острых ощущений.

Эта национальная черта проявляется во всех взаимоотношениях с потребляемой продукцией. И дело даже не в любви к халяве, которая регулярно приводит, как это происходит на турецких “всё включено” курортах, к летальному исходу. И философия госчиновников, пилящих бюджет на обеспечение той же безопасности, тоже здесь не при чём: конечный результат если и учитывается, то в последнюю очередь. Те же банки, которых пытались законодательно заставить обеспечивать защиту деньгам вкладчиков, в своё время мгновенно догадались, что вместо нормального оборудования можно отовариться просто сертификатами. Но это их дела, и к простым смертным, после введения системы страхования вкладов, уже никакого отношения не имеет.

Удивительно, что свободные самодостаточные граждане, озадачившись покупкой личного сейфа, всё равно проявляют фатальную склонность к неоправданному риску. Почему-то каждый начинает убеждать как продавца, так и себя самого, что на самом-то деле ему никакой особый сейф не нужен, так как денег и ценностей у него никаких нет, и вполне можно обойтись простенькой китайской шкатулкой, рублей эдак за пятьсот или незатейливым ящичком отечественного производства за пару тысяч. Ладно бы деньги были чужие или в собственности была нефтяная скважина, обеспечивающая их непрерывный приток. Так нет же. Любой сантехник, зарабатывающий деньги своими руками, понимающий на своей шкуре разницу ценообразования между китайско-российскими и германскими или финскими вентилями, всё равно, посмотрев на бюджетные корейские железки, гарантированно защищающие хоть от чего-то, помимо пыли, всерьёз рассуждает об российских “сейфах”, которые пусть в два раза дешевле, зато с сертификатом! Спрашивается, зачем ему это чудо нужно? В таком случае деньги можно и в тумбочке, если не в почтовом ящике, держать.

Все попытки насадить элементы капиталистической культуры типа “бренд года”, разбиваются о национальный пофигизм. Репутация в наших реалиях не стоит абсолютно ничего. По всей стране раскиданы одни и те же дешевые во всех отношениях изделия от “мировых лидеров”, выдаваемые за суперпродукт просто с нереальными рабочими качествами и всевозможных габаритов.

На протяжении многих лет наблюдая как азиатскую, так и сицилийско-мафиозную модели поведения, убеждаюсь, что у нас выработалась некая своя, не имеющая по циничности аналогов в мире, “формула счастья”. Никто и нигде в мире “своих” не дурит. Китайцы считают за доблесть обмануть чужого и за позор нечестно поступить с членом клана, упомянутые всуе мафиозо свято блюдут честь семьи и интресы друзей. Наши же руководствуются одним принципом - кидаем всех!

Примером может послужить история, произошедшая много лет назад. Только-только готовился к выходу первый отечественный сейфовый стандарт, формализовавший требования к защите от взлома. За столом сидели голландец, занимавшийся сейфовым бизнесом к тому моменту уже лет тридцать, сингапурец (считайте, тот же китаец) и один из соотечественников, в тот момент только торговавший сейфами и ещё не начавший их клепать сам. В процессе обсуждения грядущих новшеств соотечественник мгновенно сориентировался и “толкнул” гениальную идею: “мы подготовим один образец специально для испытаний...” Надо было видеть лица как голландца, так и азиата. Смесь ужаса, удивления и отчасти отвращения. И оно понятно, ведь человек, в первую очередь подумавший о том, как обмануть даже не государство, а своих клиентов, вряд ли может считаться цивилизованным. Многовековое господство инквизиции, не только отрубавшей руки фальшивомонетчикам, но и сжигавшей их вместе со всеми членами семей, прочно утвердило в сознании цивилизованных народов определённые и уже совершенно естественные для современников моральные нормы. Однажды убивший, укравший или обманувший и не испытавший при этом угрызений совести, будет заниматься всем этим и в дальнейшем.

Пока же подобные персонажи прекрасно себя чувствуют на российском рынке. Причём настолько хорошо, что даже сбиваются в организованные объединения, ставя своей задачей не только подкармливание коррупционной составляющей при госзакупках, но и убеждение простых граждан, что их удел - это исключительно дешевые изделия, как впрочем и народные автомобили...