Почему российский сертификат на сейфы стоит рубль двадцать

Сертификация в России и Европе

Когда у нас внедряли новый стандарт, а это было уже более 15 лет назад, высокое руководство тогда ещё Ростеста клятвенно обещало в самое наиближайшее время произвести на свет регламент безопасности всего, в том числе и сейфов. Благие намерения выстилают путь известно куда, и на этом пути всю контору переименовали, чиновников размножили и повысили, а регламента, понятное дело, нет и по сей день.

Из-за занавески радужных планов выглядывал недалёкий европейский опыт, когда за качеством продукции по сути следит рынок. Это и было всем наобещано на заре возникновения российского стандарта (изначально клона только что появившегося общеевропейского). Правда кто такой этот рынок, и в какой берлоге он спит, никому было не известно. Но подсуетились, когда после первой волны сертификаций, движимых любопытством и энтузиазмом, началось некоторое затухание возникшего притока бабла. А приток поначалу был нешуточный. Привычные к европейскому порядку заводы на раз-два выкладывали по 10-15 килоевро за сертификат. Да ещё катали Ростестовских персонажей по заграницам.

Но ажиотаж потихоньку спал, поняв, что полученный сертификат, в отличие от Европы, на продажи никаким образом не воздействует. Ростестовцы, почувствовав отлив денег, приложили лоббистский ресурс и впихнули сейфы, со всем вокруг, в список товаров, подлежащих обязательной сертификации при ввозе на территорию РФ. Импортёры, конечно, попали. Но и бабло с неба всё равно не посыпалось. Герои нашего романа сами себе прогрызли дырку в кошельке. Аттестатов аккредитации навыдавали столько, что началась безудержная конкуренция, она же демпинг. В итоге, многие стремительно научились выписывать требуемую таможне бумажку за совершенно небольшие, по сравнению с прошедшими золотыми годами, денежки - тысяча североамериканских рублей и золотой ключик, то есть сертификат на любой мыслимый класс защиты у нас в кармане.

Никаких испытаний никто, как это очевидно, уже давно не проводил. Конечно же начались попытки подгрести всё бабло обратно, тем более что законотворческая верхушка преобразовалась аж в Федеральное Агенство. Но однажды открытый ящик Пандоры обратно запереть, тем более собрав всё, из него разбежавшееся, никому ещё не удавалось.

Европейский контроль качества и конкуренция

Давайте разберёмся, как функционирует механизм “рыночного” контроля за сертификацией в Европе. Все производители, которых не так уж много, пристально наблюдают друг за другом. То, что они делают втихую, обсуждать мы не будем, хотя через полуоткрытые двери секретных лабораторий изделия конкурентов проглядывают. Как только кто-то засекает железку конкурента, которая может не пройти испытание на заявленный класс, её тут же вылавливают и посылают ломать в другую, конкурирующую лабораторию. Которая рада стараться и с большим энтузиазмом отработает номер в присутствии руководящего и направляющего органа по сертификации, который в случае назревания маленького скандала будет национальным, а в перспективе большого - общеевропейским.

Мы уже неоднократно писали о том факте, что сама процедура испытания сейфа на взлом является качественной и в наибольшей степени зависит от двух факторов. В первую очередь от точного расчёта руководителя лаборатории, просчитавшего и выбравшего самый “дешёвый” способ вскрытия, дающий в итоге минимальное значение единиц сопротивления. Во-вторую - от того энтузиазма, с которым уже конечные исполнители будут фигачить кувалдами и наваливаться животами на перфоратор или “болгарку”.

Именно в этой качественности и кроется коррупционная составляющая, активно завышающая классы при российских испытаниях. Руководитель с хорошо мотивированным удовольствием выбирает самый длинный путь, а исполнитель сильно пыхтит, но рукоятку инструмента особо не давит...

Возвращаемся к европейским порядкам. Что происходит в том случае, если выданный сертификат “ломают”. Выполняются три удара:

  1. У лаборатории, фигово испытавшей, отзывается аккредитация. И ей надо начинать всё заново, тратя кучу денег на новую аккредитацию. Ещё не факт, что это получится;
  2. У производителя отбирают выданные сертификаты. А они представляют собой не бумажку, ксерокопии которой можно неконтролируемо размножить и заверить у нотариуса, а номерные металлические таблички, являющиеся документами строгой отчётности, за прикручивание к задней стенке двери сейфа каждой из которых завод отчитывается. Новых он не получит, пока новый сертификат не будет выдан.
  3. Все страховые компании уведомляются об отзыве сертификата на “опозорившееся” изделие. Последние, естественно, с удовольствием разрывают договора страхования со всеми, кто уже успел купить, установить и застраховать загруженное в эти сейфы.

Не надо объяснять, что иски банков, всяких ювелиров и просто частных лиц к продавшим им несоответствующее изделие, разорят любой завод.

Такой прессинг висит над каждым, кто вовлечён в производство и сертификацию сейфов. К тому же, европейские лаборатории и сертификационные центры, чтобы внезапно не облажаться (а это если получается, то один раз и навсегда), проводит регулярные и внезапные проверки производства. И это не взирая на то, что абсолютно все заводы аттестованы на высшую категорию системы контроля качества производства ISO 9000. И именно производства, а не как некоторые из “изобретательных” россиян, прикупившие себе так же непринуждённо продающиеся у нас исо-бумажки, выписанные, к примеру, на документооборот в офисе.

Именно староевропейская система контроля и сертификации, хотя и построена изнутри на страхе потерять работу и репутацию навсегда, создает уверенность, что сейфы делаются исключительно честными и порядочными людьми.

Дешевле купить, чем честно получить

Российские реалии. В следующей части романа мы опишем, почему в наших современных условиях сертификация сейфов превратилась в клоунаду. Начать, пожалуй, следует с конца. То есть с инспекции производства. Всем понятно и очевидно, что схема с внезапными приездами контролирующей инстанции работать в наших условиях не могла и, естественно, не работала. Даже плановые поездки один раз в год, например во Ржев или в Белгород, у ответственных сотрудников сертифицирующих органов никакого энтузиазма, понятно не вызывают. Другое дело, если бы завод в Италии или во Франции располагался! В итоге внезапного контроля просто нет, а вместо планового посещения, пишутся элементарные отписки.

Завод при этом может клепать что угодно. Именно благодаря этому в испытательные лаборатории (если это конечно происходит) привозят “предметы”, совершенно не похожие на те, что отгружают покупателям. Тем более, что ответственность за фактический подлог испытатели-сертификаторы никакой не несут, это всё “риски” производителя.

Следующий момент - собственно проведение испытаний. Любой лаборатории, зарабатывающей на хлеб уничтожением плодов чужого труда, надо постоянно поддерживать своих сотрудников в форме. То есть ломать если не ежедневно, то регулярно. И быть, естественно, в курсе всех последних новинок как в материалах, так и в конструкторских разработках. Здесь схлёстываются два эффекта. Зачастую аккредитацию получали лаборатории, существующие при заводе- производителе. В этом случае они ничего, кроме своей собственной продукции знать не знают и видеть не видят. Ведь ни один нормальный не потащит свою последнюю разработку непосредственному конкуренту. А свои собственные изделия от всей души ломать, рука не поднимается. Интересы выплачивающего зарплату прямо противоположны качеству, скорости и эффективности взлома. Вот они в полсилы и работали, стремительно теряя квалификацию, от которой на сегодня ничего и не осталось.

Следующий эффект замешан непосредственно на экономике. Сама процедура сломать сейф - довольно затратна. Давайте посчитаем: сейф придётся списать, инструмента нужно много разного и дорогого, часть из которого может поломаться, расходных материалов можно истратить несчитано, да и народа куча вовлечена, которому зарплату надо платить. Не говоря уже об аренде и прочих расходах на содержание помещения лаборатории. То есть денег за сомнительное удовольствие уничтожить свой собственный сейф лаборатория просит немалых. А вдруг требуемый класс не получится? Тогда вообще всё впустую. Но есть альтернатива! Чуть не ежедневно спам обещает любые сертификаты совсем за недорого. Каким же путём пойти?

Наверное не надо объяснять, каким путём все ходят. По прошествии времени, особенно учитывая тот факт, что недорогие сертификаты выписываются с другого крыльца того же дома, все накладные расходы в виде сварщиков, слесарей и просто здоровых мужиков - операторов лома и кувалды, обнуляются и отправляются заниматься чем-нибудь другим. А их непосредственное инженерное руководство, потеряв связь с конкретными железками и забыв о том, как легко ломом и кувалдой разнести солидно выглядящую дверь, начинают мыслить категориями двух пальцев: по толщине денежных знаков, зажатых между большим и указательным на одной руке, определяют класс защиты стенки, зажатой между теми же пальцами на другой.

В результате, никто на просторах нашей необъятной, на сегодня не в состоянии, даже если очень захочет, провести адекватное испытание на взломостойкость. А нет испытаний, тем более контрольных, то и “бетон между стенок” можно и не заливать, этого же никто не узнает и не заценит, а у завода будет бОльший простор при ГосРосПиле. Но свято место пусто не бывает и “испытаниями” активно занялись люди определённого типа, вознаграждающие себя добытым изнутри...

Ключевой дырой в сложившейся системе является полное отсутствие механизма отзыва сертификатов, даже теоретического, и полная безнаказанность как выписавшего туфтовую бумажку, так и заказавшего её. До тех пор, пока эта ситуация не будет кардинальным образом сломана по команде “сверху” или после особо громкого прецендента, российские сертификаты будут оставаться смешными бумажками, ничего не означающими.