Подробнее о структуре цены
Давно пора повзрослеть и понять, что чудес в природе не бывает. Качественная вещь должна стоить своих, совершенно определённых денег. Нет, есть конечно же, именуемая сейчас “новой экономикой”, тенденция вкачать в стоимость отдельно взятого предмета весь маркетинг и расходы на ..дцать летнюю раскрутку бренда. Но речь не о сумке Биркин... Хотя, если вспомнить знаменитую историю про Джеки Кеннеди, сидящую на яхте Онасиса. Помните на чём? В этом случае стоимость собственно дивана наверняка включала колоссальные расходы на поимку того кита и тщательную выделку кожи его достоинства.
У любого товара есть некая понятная структура его цены. Да, можно откровенно повестись на “копии часов известных марок” за три копейки, которые издалека, конечно похожи. Но любой, владевший оригиналом, легко различит левак. И в первую очередь, благодаря нюансам качества, которые, естественным образом нашли своё отражение в стоимости.
Предмет, себестоимость которого составляет 100 рублей, нельзя купить за 10. (Скупку краденого, извините-с конфискат, мы не рассматриваем.) В истории промышленного производства не было такого, чтобы кто-то системно, то есть долго и упорно, изготавливал и продавал что-нибудь существенно дешевле себестоимости производства.
Не экономьте на здоровье
Это возможно только в случаях, аналогичных недавнему скандалу с французскими силиконовыми имплантами. Компания, производившая их, была реально мировым лидером - контролируя практически 90% мирового производства, благодаря тому, что стоимость их протезов была в 10 раз ниже, чем у американских конкурентов. Сейчас мы уже знаем о причинах такого коммерческого успеха: силикон был техническим, а не медицинским. Это стало возможным исключительно благодаря тому, что система государственного контроля за качеством и безопасностью продукции у французов фактически ... облажалась.
Наверняка те, кому положено, всё знали. Но с ними “договорились и поделились”. И тихо нарастающая сегодня ярость тех сотен тысяч несчастных женщин, которые откровенно “попали” из-за своей доверчивости, наверняка приведёт к линчеванию владельцев и организаторов прибыльного бизнеса. “Отличившиеся” через госорганы пытаются снизить давление пара, обещая компенсации за счёт медицинских страховок.
Я ни в коей мере не сочувствую этим барышням, решившим серьёзно сэкономить. С одной стороны, незнание старой русской присказки про “не гонялся бы ты поп, за дешевизною”, можно было бы списать на “блондинистость”. Но общая, совершенно непонятная разумному человеку, тенденция экономить на самом себе, причём в части здоровья и безопасности, вызывает некоторую оторопь.
Может быть люди настолько наивны, считая, что раз товар выпущен в свободное обращение, то государство уверено в его безопасности? Ну ровно настолько же, как у французов. Это в реальной жизни бывает только тогда, когда государственный пофигизм может привести к немедленному появлению тысяч жертв. Во всех остальных случаях, особенно когда имеет место “коррупционная составляющая”, мы, то есть потребители, государству глубоко безразличны.
Контроль и ГОСТы в России
Много лет назад, в предыдущий период застоя, существовала система государственных стандартов, то есть ГОСТов. Которые, в той донельзя зарегулированной экономике, подробнейшим образом регламентировали, чего и сколько в какой продукт класть, и как и каким методом это всё обрабатывать, и так далее. В итоге, мы имели то, что имели. Но по крайней мере, при общей средней паршивости потребительских товаров, они были без скрытых сюрпризов. В случае нарушений ГОСТа, ответственные подвергались разным организационными последствиями.
Нынешние госорганы решили устраниться от контроля всего и вся, оставив себе это право только там, где это влияет на его, то есть государства безопасность.
В специфически тонкой “сейфовой” сфере ответственные госслужащие, в основе своей, вообще не разбираются. Единственное, чем себя государство озадачило, так это введением обязательной сертификации при импорте. Те гении Ростеста, что пролоббировали эту радость, войдя во вкус инспекций зарубежных производств на заре обязательной сертификации, искренне рассчитывали на ежегодные тур поездки за счёт зарубежных заказчиков. Но последние быстро сориентировались и, будучи заваленными предложениями отсертифицировать всё за дёшево, достаточно быстро перестали приглашать к себе ростест-туристов.
Что же с сейфами?
Ситуация, сложившаяся на сегодня в индустрии механической безопасности, представляет собой реальную угрозу безопасности граждан и государства в целом. Принятый в 1996 году государственный стандарт “Сейфы и хранилища ценностей”, получивший в 2005 новую редакцию, был первоначально “калькирован” с Евронорм EN 1143. Произошедшая одновременно с этим реформа “технических регламентов”, первоначально ориентированная на рыночное регулирование спроса и предложения в части сейфового оборудования, не сработала, да и не могла сработать, запланированным образом. А прогноз развития событий таков, что через несколько лет мы получим аналог того, как если бы бронежилеты изготавливались из полиуретана, а вместо танковой брони использовался бы гофрокартон.
Особенностью сейфа и хранилища ценностей, как изделия с отложенными потребительскими свойствами, является то, что потребитель, возможно никогда и не использует все заложенные производителем возможности и характеристики. Однако, в случае возникновения экстремальной ситуации, как то пожар или попытка взлома, может “совершенно неожиданно” выясниться, что никакой защиты потребителю на самом деле предоставлено не было.
Изначально заложенная мировым опытом (суммированным в Евростандарте EN1143) соревновательность между теми, кто конструирует и производит сейфы и теми, кто эти сейфы взламывает, поддерживающая объективность оценки защитных свойств, в Российских условиях, при отсутствии конкуренции с иностранными и независимыми лабораториями, трансформировалась в конкуренцию “кто круче и дешевле нужный сертификат организует”.
Услуги профессиональных испытательных лабораторий оказались невостребованными, так как рынок, формируемый отечественными производителями, требовал не достоверных результатов, а наиболее высоких “бумажных” показателей. Кроме того, позиция Ростеста о непризнании мировых сертификатов соответствия, вкупе с фактически заградительными импортными пошлинами, привели к тому, что все мировые производители, начав было испытания в отечественных лабораториях, вместе с появлением отечественного стандарта, в скором времени “втянулись в рынок” и перестали проводить испытания, фактически прекратив приток в Россию технологических “know-how”.
В итоге такая “поддержка” отечественного производителя привела за 15 лет к тому, что рынок представляет собой “рынок сертификатов” и изделий с неизвестными и гарантированно низкими защитными свойствами. Причём некоторые из отечественных производителей, делая попытки выхода на мировой рынок, предлагают под “российскими” именами изделия с совершенно другими тактико-техническими характеристиками, расписываясь тем самым в том, что изделия для внутреннего рынка существенно отличаются (далеко не в лучшую сторону) от требований мировых стандартов.
Всё тот же металлический шкаф
Введение государством формальных требований к защищённости в настоящих условиях ни в коей мере не гарантирует обеспечения желаемой безопасности, а только стимулирует торговлю сертификатами. Первые в новейшей истории России формальные требования к защищённости были сформулированы в 1996 году Центробанком и относились к техническому оборудованию кассовых узлов. Именно тогда все отечественные производители мгновенно перешли от производства металлических шкафов к выпуску высоко защищённых изделий (пятого класса защиты от взлома), находящихся на совершенно другой технологической и конструкционной “ступени эволюции” и считающиеся в мире элитными. К сожалению, только на бумаге. Серийные же изделия, выигравшие “рыночную” борьбу исключительно за счёт нереально низких цен и попавшие в банки, кассовые узлы и хранилища, оказались примитивными шкафами, не обеспечивающими никакой защиты вложений. Но это были исключительно риски коммерческих банков.
Последствия этого мы наблюдаем сейчас, когда практически ежедневно появляются сообщения о чуть ли не консервным ножом вскрытых банковских хранилищах, массированно выпотрошенных - сейфах в офисах, увезённых банкоматах и уничтожении, в результате пожара (или поджога) всех документов.
На сегодня, в связи с появлением формальных требований к, например хранению наркотических веществ в сейфах взломостойкостью не ниже класса 3, зона риска значительно расширяется. Происходившие в последнее время инциденты, как например массированное скоростное вскрытие сейфов в СУ СКП по Московской области или пожар в прокуратуре Рязани, уничтоживший всю документацию, показывают, что проблема нарастает и, при сохранении сложившейся тенденции, все государственные структуры, оснащающиеся исключительно через систему госзакупок и руководствуясь исключительно критерием минимальной цены и предварительной договорённости с заранее известным поставщиком, оказываются оснащены фактически не соответствующим минимальным требованиям безопасности оборудованием. А все наркотики, ценности и документы фактически лежат в ни от чего не защищающих конструкциях.
Дешёвое и отечественное
На протяжении нескольких лет и исключительно за свой счёт мы проводили контрольные испытания сейфов как отечественного, так и импортного производства, имеющих действующие российские сертификаты соответствия. Абсолютно все проведённые испытания показывали несоответствие взятых из розничной сети образцов сопровождавшим их сертификатам. Однако Ростест игнорировал все наши обращения, и ни один сертификат не был отозван, ни один выдавший сертификаты центр сертификации не был лишён аккредитации.
Полученные “преимущества” российских производителей перед иностранными привели к тому, что на сегодня все, у кого существовали планы переноса и локализации производства сейфов в РФ, от них полностью отказались. Что совершенно естественно, когда речь идёт не о конкурентных преимуществах продукции, а о том, кто насколько более нагло врёт потребителям. Цинизм ситуации на сегодня достиг такого уровня, что, к примеру минимальная экспортная цена сейфа южнокорейского производства, сертифицированного и экспортирующегося в Европу, в 3-5 раз выше розничной цены сейфа отечественного производства, укомплектованного сертификатом соответствия аналогичного класса. И это при том, что стоимость сырья и материалов на внутреннем рынке заметно выше, чем даже в европейских государствах, а production cost в РФ превышает параметры азиатских производителей в разы.
И что делать?
В результате мы имеем систему, при которой не имеет смысла ввозить в страну высокотехнологичные и сертифицированные в соответствии с международными стандартами изделия, проводить их испытания и сертификацию в Российской Федерации нет необходимости, производство мирового уровня локализовывать не имеет смысла из-за фактического отсутствия конкурентного поля.
Глубина имеющейся проблемы на сегодня такова, что она не имеет решения в сложившейся инфраструктуре. Для наведения порядка требуется выстраивание заново системы контроля качества и соответствия ГОСТ. В связи со сложившимися устойчивыми коррупционными связями между производителями и потребителями сертификатов, необходимо привлечение иностранных сертификационных центров для проведения контрольных испытаний продукции, закупаемой для государственных нужд.
Естественно, при наличии желания у Государства обеспечивать реальную, а не бумажную безопасность хранения ценностей, документов и тех же наркотических средств. А гражданам остаётся только полагаться на собственный здравый рассудок и стараться не экономить на собственной безопасности, ведь дёшево хорошо не бывает.